Сюзане немного истории...
Сюзане - это название произошло от таджикского слова, означающего "первая нить".
Сюзане - декоративная стенная вышитая ткань (часть ткани). Самые большие сюзане бывают 2-3 метра длиной и до 2-х метров шириной. Об узбекской сюзане можно говорить, как о национальной художественной форме, развивающей свой собственный стиль в течении столетий. В 19-ом столетии Нурата, Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Ташкент и Фергана стали центрами художественной вышивки. Каждая школа вышивки имеет свои собственные местные особенности.
Нуратинской школе свойственны разнообразные цветочные мотивы на белом фоне. Крупные букеты в углах, ветки с голубыми, розовыми, кремовыми, золотистыми цветами, розетками, фигурами птиц и животных.
Бухарские сюзане поистине считаются одними из самых красивых в Центральной Азии. Отличительной особенностью бухарской вышивки является использование тамбурного шва. Богаты узоры и композиционное исполнение бухарских изделий. Чаще всего в орнаменте бухарских сюзане встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Розетка может быть представлена при этом в разном варианте.
Самаркандская вышивка берет начало с искусства древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отлмчме от Нураты и Бухары, имеют более крупные и лаконичные детали рисунка. При этом важна четкость узоров. Основной Самаркандский мотив - круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом. Довольно оригинальны вышивки из города Ургут Самаркандской области - это сюзане, вышитые швом "босма" на белой хлопчатобумажной ткани, реже на малиновом или желтом шелке. Синие, желтые стилизованные узоры в виде цветов символизируют солнце. Иногда в орнаментах сюзане встречаются мотивы разных бытовых предметов, как чайники, пиалы. Объемная, плотная вышивка на сюзане из Ургута почти сплошь покрывает поверхность изделия.
На Шихрисабских изделиях часто помещается большой медальон, а по углам - четверти таких же медальонов. Медальоны имеют геометрический орнамент и насыщенную многоцветную расцветку. Интересны и выразительны вышивки Шахрисабса, выполненные на цветном фоне тамбурным швом.
Вышивка Ташкентских мастериц отличается весьма своеобразным стилем. Здесь существует два вида крупных декоративных вышивок - это паляк и гулькурпа. Основным мотивом паляка являются большие темно-красные круги, плотно заполняющие поверхность ткани. Гулькурпа ( цветочное одеяло)
украшается растительным орнаментом. Мотивы стилизованных звезд, солнца, цветов - все это обязательно присутствуют в создании орнамента как паляка, так и гулькурпы.
Изделия Ферганской школы обычно осполнены на темно - зеленом или фиолетовом шелке или сатине и отличаются легким воздушным узором. А часто встречающимся мотивом большинства крупных вышивок служила круглая розетка из концентрических колец.
Сюзане - это истинное произведение искусство. Вышивки представляют собой гармоничную песнь, сложенную на ткани.